Учимся думать как Эйнштейн

Нарушайте правила и раскрывайте свой потенциал

(Учимся думать как Эйнштейн)

1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12

 

 

Глава 5 ВЫХОДИТЕ ЗА ПРИВЫЧНЫЕ РАМКИ

«Воображение важнее знания»
Альберт Эйнштейн


Так же, как все мы, Эйнштейн вырос в трехмерном мире. Но к счастью, он не был скован ограничениями этого мира. Эйнштейн использовал свое воображение, чтобы выйти за рамки своего опыта в ту Вселенную, где царствует множество измерений. Человеку трудно это представить, но, тем не менее, физики пришли к выводу, что такая концепция точнее отражает реальную структуру Вселенной. Осознать этот факт можно, только если выйти за рамки привычных представлений.

Следующим шагом на пути к эйнштейновскому типу мышления должно стать умение выходить за рамки правил, ограничивающих наш образ мыслей. То, что мы знаем, гораздо сильнее препятствует нашему прогрессу, чем то, чего мы не знаем. Очистить наш разум от предвзятости так же трудно, как выкачать весь воздух из комнаты. Разум, как природа, не терпит пустоты. Что-то должно заменить устаревшие правила.

80
Грэйс Мюррэй, изобретательница компьютерного компилятора, установила в своем кабинете часы, которые шли в обратную сторону. Они напоминали ей и ее гостям, что прецедент не является причиной для сохранения статус-кво. Такие часы оказались прекрасной идеей. Наши пристрастия способны незаметно подавить даже сознательные попытки нарушить правила и вернуть нас к прежнему образу мысли. Для того чтобы выбраться из «колеи» правил и больше в нее не попадать, нам нужна помощь.


Стимулирующие идеи

«Когда я анализирую себя и свои методы мышления, то прихожу к заключению, что дар фантазии значил для больше, чем мой талант к впитыванию
позитивных знаний».
Альберт Эйнштейн


Так же как вы не в силах вытащить себя из глубокой физической колеи без помощи какой нибудь опоры, вы не сумеете вытащить себя из «колеи» правил без помощи какой-нибудь идеи со стороны. Выйти за рамки правил нам помогут семена идей, которые мы будем называть стимулирующими. Стимулирующие идеи указывают нам цели, которые располагаются далеко в стороне от изживших себя решений стоящих перед вами задач. Обдумывание ситуации с точки зрения стимулирующей идеи позволяет увидеть перспективу возможных решений в совершенно другом ракурсе.

Хорошая стимулирующая идея имеет мало общего с задачей, которую вы хотите решить. Она кажется нелепой. Если желаете избавить мир от голода, то очень хорошей стимулирующей идеей может стать обыкновенный гвоздь. Внешне он не имеет ничего общего с голодом. Если между стимулирующей идеей и задачей просматривается

81
явная связь, это значит, что такая идея сама находится в «колее» правил и не может вытянуть вас из нее. Но идея, располагающаяся за границами зоны действия существующих правил, может стать катализатором множества новых ракурсов рассмотрения проблемы, вроде «Каким образом удалось увеличить производство и сбыт гвоздей в сто раз?», «Что может заменить гвозди?» или «Могут ли люди питаться гвоздями?» Объединив идею борьбы с голодом с идеей гвоздей, вы сможете спокойно приступить к обдумыванию возможности питаться насекомыми или генетического снижения скорости обмена веществ. Но без стимулирующей идеи, которая не позволяет дверям вашего разума захлопнуться, вы непременно скатитесь назад, к старому и привычному образу мыслей.

Использование стимулирующих идей может показаться несерьезным. Но тяга к абсурду заложена в нас природой. Если вы попытаетесь следовать логике, ваше мышление быстро вернется в «колею» старых правил. Эйнштейн сумел совершить переворот в физике, представив, как он путешествует верхом на луче света и наблюдает, что творится вокруг, — причудливая мысль, нечего сказать. ,Не менее фантастические мысли понадобятся и вам.

Взрослому человеку трудно воспринимать нелепые идеи всерьез. Кажется, глупо пытаться избавить мир от голода, думая о гвоздях. Поэтому вам, возможно, понадобится помощь в выборе полезной стимулирующей идеи. В противном случае, вы выберете идею, которая как-то связана с поставленной задачей и потому бесполезна. Стимулирующие идеи следует выбирать наугад, Легче всего работать с бредовой идеей, которая навязана вам со стороны, поэтому в следующей главе вам будет предложен целый набор стимулирующих идей и возможность выбрать любую с помощью игральных костей. Не пытайтесь отсеивать их, пока не найдете наиболее приемлемую. Вы должны ощущать неудобство. Разрушение шаблонов противо-

82
речит интуиции. Чем нелепее, тем лучше. Если стимулирующая идея кажется вам разумной, значит, она слишком близка к вашему старому образу мыслей.


«Главное вызвать в себе детскую жажду признания и направить активность пробудившегося в вас ребенка в области, имеющие первоочередное значение для общества».
Альберт Эйнштейн


Сама по себе стимулирующая идея не приведет вас к решению. Это всего лишь отправная точка создания полезных идей. Это просто странная, но отнюдь не лучшая мысль. И все же советую рассмотреть ее по ходу исследования задачи и выяснить, способна ли она вызвать у вас интерес или привести к озарению. Стимулирующие идеи высвобождают ваш природный блестящий талант поиска решений. Это я называю синтезом идеи.

Процесс синтеза идей напоминает вопросы, которые Эйнштейн задавал себе, представляя, что мчится, оседлав луч света.. Исчезнет ли его отражение, если он, двигаясь верхом на луче света, посмотрит в зеркало? Это был глупый вопрос, основанный на абсурдной предпосылке, но он привел к блестящему решению.

Синтез идей перерабатывает мысль в идеи, которые могут оказаться решениями. Благодаря тому, что стимулирующая идея находится вне вашей «колеи», выращенные из нее концепции тоже, скорее всего, окажутся за пределами этой «колеи». В процессе синтеза идеи очищаются, расширяются и трансформируются в ключевые поло-

_83
жения нестандартных решений. Непременное условие успешного синтеза — это тщательно продуманная формулировка задачи, которая не даст вам сбиться с курса на получение подходящего ответа. После того как вы выбрались из «колеи», формулировка задачи укажет вам направление поиска верного решения.

Для синтеза хорошей идеи из абсурдных предположении лично я использую шесть способов. Это не единственные технологии работы с новыми концепциями, но вы можете выбрать- любую из них с помощью игральной кости. Если у вас есть другие эффективные методики, используйте их.

Применяя методики синтеза идей, можно выработать ряд полезных привычек. Привычки — это та же «колея» правил, но преимущество правил в том, что их легче ис- -пользовать. Вы можете использовать привычку к синтезу идей для доводки любых новых мыслей, помогая себе увидеть новые возможности ваших идей. А теперь перейдем к рассмотрению моих приемов синтеза идей.

Юмор

«Самым возбуждающим восклицанием, которое можно услышать в науке, восклицанием, возвещающим о новых открытиях, является не «Эврика», а «Забавно...».
Айзек Азимов


Если вы хотите серьезно подойти к решению трудной задачи, используйте юмор. Любая попытка рассмотреть задачу под совершенно новым углом требует хорошо развитого чувства юмора.

Мозг — это механизм, который является умственным эквивалентом иммунной системы, — он отторгает инородные идеи. Юмор подавляет вашу умственную иммунную

84
систему. Если вы отнесетесь к новой идее с юмором, то сможете глубже проанализировать ее, потому что не отвергнете ее с ходу. Ваш разум .сможет свободно устанавливать другие абсурдные связи со стимулирующе й идеей, вырабатывая больше концепций, необходимых для поиска решений.
Для разрушения шаблонов глубокие идеи не нужны. Нужны идеи, отличные от существующих. Превратите новые идеи в развлечение, чтобы не позволить вашей иммунной системе и системам других людей отвергать их, не рассматривая. Чтобы серьезно проанализировать идею, к ней нужно отнестись, как к шутке. В этом предложении можно усмотреть противоречие, но противоречивость является основой оригинального мышления.

 

 

Чтобы создать настроение, подходящее, для работы со стимулирующей идеей, превратите ее в шутку. Попробуйте мысленно нарисовать самую нелепую картину, связывающую вашу задачу с этой идеей. Если вам удалось посмеяться над подобным сочетанием, по меньшей мере, два раза, значит, вы, скорее всего, выбрались из «колеи» и готовы к анализу. Запишите свои мысли и используйте процесс синтеза идей применительно к вашей стимулирующей идее.

 

86
УЧИТЕСЬ ДУМАТЬ КАК ЭЙНШТЕЙН
Представьте задачу, которую вы пытаетесь решить, в виде картины, а еще лучше трех картин. Задачи лучше всего рассматривать под несколькими углами. Эти картины можно держать в голове, нарисовать на бумаге или построить из кубиков. Но в любом случае они должны обеспечивать яркое восприятие образов.

Первым делом нарисуйте картину проблемы с ее собственной точки зрения. Представьте, на что она может быть похожа. Какова она на ощупь и на вкус? Что с ней произойдет дальше? Если ваша проблема возникла в результате борьбы двух отделов за право разработки новой технологии, представьте этот спор с точки зрения самой технологии. Вам необходимо воплотиться на практике. Кто сделает это лучше? Что вы дадите в утешение проигравшему?

Затем рассмотрите задачу с точки зрения стимулирующей идеи. Вообразите ее отношение к задаче, даже если для этого вам придется поставить себя на место какого-нибудь камня или глагола. Это даст вам поистине уникальный ракурс. Представьте, что вашей стимулирующей идеей является Жанна д'Арк, присутствующая при споре отделов за право разработки новой технологии. Она знает, что работа должна быть выполнена. Она сделает для этого все. Даже если здравый смысл подсказывает ей, что это не ее забота, она все равно обеспечит успех своей команды. Вы можете сделать то же самое.

И, наконец, рассмотрите основную и стимулирующую задачи с точки зрения ребенка. Детей отличает ясность ума при почти полном отсутствии предвзятости как результата взрослого опыта. Подумайте, какие связи между стимулирующей идеей и основной задачей мог бы заметить ребенок. Как ребенок описал бы их? Как он их нарисовал бы? В данной ситуации весьма полезно обратиться к реальному ребенку.

В нашем случае со спором, кому разрабатывать технологию, ребенок может сказать, что всем хорошим нужно

87
делиться. Даже Жанна д'Арк поделилась бы. Возможно, что новая, составленная из представителей обоих отделов команда лучше всего сумеет позаботиться о том, чтобы технология оказалась максимально выгодной для всех аспектов вашего бизнеса.

 

После создания каждой картины уделите время поиску новых решений. Они могут оказаться частью вашей мысленной картины. Чем бы вы могли дополнить картину чтобы решить задачу? На что будет похоже это решение? Откуда оно появится?

 

 

«Что может быть предметом наблюдения,
решает теория».
Альберт Эйнштейн


У каждой стимулирующей идеи есть характерные черты, которые могут привести вас к десяткам новых идей.

88
Если вашей стимулирующей идеей был гвоздь, используйте характеристики гвоздя для решения задачи.

Разложите вашу стимулирующую идею на составляющие. Из каких частей состоит гвоздь? Каковы характеристики каждой из них? Каким образом связаны эти части? Являются ли функции разных частей различными или похожими?

 

 

Подумайте, как можно видоизменить стимулирующую идею. Чем отличается один гвоздь от другого? Сфокусируйтесь на тех характеристиках вашей идеи, которые выставляют приоритетную задачу в новом свете.

 

 

Кандидо Джакузи заметил, что водяные насосы, использовавшиеся для гидротерапевтического лечения его сына, были похожи на насосы меньших размеров, выпускавшиеся его фирмой для промышленных нужд. Внеся несколько незначительных изменений в конструкцию, Джакузи спроектировал насос, который позволил оборудовать гидромас-

89
сажные устройства в обычной квартире. Вскоре он понял, что успокаивающие струи воды можно использовать не только для лечения, и ванны с гидромассажем перешли в разряд стандартных бытовых удобств.

Применения

«Люди видят только то, что они готовы увидеть».
Ралф Уолдо Эмерсон


Попробуйте использовать стимулирующую идею в качестве решения. Не обращайте внимания на то, что она не имеет ничего общего с поставленной задачей. Сделайте эту идею частью ответа, даже если придется применить силу.

Такой стиль мышления используется повсеместно в условиях ограниченного количества вариантов. У кочевых племен, странствовавших по Великим равнинам Америки, универсальным решением всех -проблем был бизон. Кроме этих животных, природных ресурсов почти не было. Независимо от рода проблемы, ответ был всегда один — бизон. Как нам перевозить воду? Сделать мешки из бизоньих желудков. Что нам есть? Бизонье мясо. Во что нам одеться? В бизоньи шкуры. На чем нам готовить еду? Жечь сухие бизоньи лепешки. Бизону находили тысячи оригинальных применений, потому что другого выбора не было.


90
Ограничивая число вариантов, вы вынуждаете себя заняться творчеством за границами вашей привычной «колеи». Сами вы никогда не додумались бы предложить стимулирующую идею в качестве решения. Поэтому вы получаете возможность разработать новые, уникальные подходы к решению задачи. Они воплотятся в новые идеи и перспективы, которые могут вырасти в решение. Возможно, вы даже обнаружите, что стимулирующая идея содержит в себе действительно эффективное решение.

Уильям Коулмэн наткнулся на такое решение в одном захолустном городишке, куда его занесла судьба коммивояжера, которым он подрабатывал, чтобы заплатить за обучение в юридическом колледже. Стимулом явилась керосиновая лампа, которая горела ярче и работала дольше, чем любые другие типы ламп на рынке. Коулмэн сделал лампу своим решением. Он активно занялся продажей этих ламп и заработал достаточно денег, чтобы выкупить права на их производство. Вскоре его бизнес стал приносить неплохую прибыль. Когда в связи с электрификацией сельской местности рынок керосиновых ламп закрылся, Коулмэн продолжил развивать свой бизнес, применив технологию ламп для производства обогревателей. Во время второй мировой войны его карманные обогреватели марки «GI» получили всеобщее признание, а выдающийся американский журналист Эрни Пайл поставил их в списке полезных вещей сразу за армейскими «джипами». После войны рост благосостояния и центральное отопление снова «подрубили под корень» бизнес Коулмэна. Но его наследники не изменили блестящему решению, найденному их отцом, и еще больше приумножили свое состояние, переключившись на туристское снаряжение.

Для того чтобы «пришпорить» мысли об использовании стимулирующей идеи в качестве решения, задайте себе следующие вопросы:

■ При каких условиях она сможет решить мою задачу?

91
■ Как нужно изменить задачу, чтобы стимулирующая идея могла стать ее решением?
■ Как можно модифицировать стимулирующую идею, чтобы она могла стать эффективным решением?

 

 

 

Метафоры

«Без этой игры с фантазиями не родилась еще ни одна творческая работа. Сколько мы должны игре воображения, подсчитать невозможно».
Карл Юнг


Языковые приемы метафоры и сравнения мы используем для связи далеких друг от друга вещей и идей. Они приводят нас к еще одной концепции, соединяя ее с чем-то, что мы уже понимаем. Способность метафор соединять идеи можно использовать для выжимания из стимулирующих идей новых интересных соображений. С помощью метафор удается связать совершенно разнородные концепции. Эти связи можно использовать для создания новых моделей мышления, соединяя идеи в цепочку, пока не сформируется новая концепция. Например, карманные аудиоплейеры — это те же автомагнитолы, только для людей, путешествующих пешком.

Чтобы использовать вашу стимулирующую идею в качестве метафоры, свяжите ее с задачей. Что может связать стимул с задачей? Для этого могут потребоваться не-

92
сколько промежуточных звеньев, но таким способом вашу задачу можно связать практически с чем угодно. Если бы ваша задача состояла в том, чтобы полностью посвятить себя сочинению музыки, а вашей стимулирующей идеей являлась Жанна д'Арк, какую метафору вы могли бы придумать? Возможно, так же, как Жанне, вам придется поставить себя в непривычные и необычные условия. Или вам так же, как Жанне, понадобится простодушная и твердая решимость. Вы можете даже отправиться к самому влиятельному музыкальному авторитету на земле и заявить ему, что будущее музыки — это вы.
 

 

Выжмите как можно больше концепций из стимулирующей идеи, соединяя ее с третьими идеями. На что похожа стимулирующая идея? Скрепку для бумаг можно сравнить с металлическим кренделем, со скобкой для скрепления промежуточных решений, со смертельным оружием бюрократии. Используйте метафоры для расширения круга рассматриваемых идей, возникающих в результате привязывания стимулирующей идеи к чему угодно. В конце концов, любая вещь приводит вас к чему-нибудь другому, а это другое — к третьему, и так далее до бесконечности.

 

 

93
Комбинации

«Все, что вы можете вообразить, реально».
Пабло Пикассо


Бесчисленное множество .разных вещей в нашем мире, от гуся до гранита, состоит из относительно небольшого набора атомов, скомбинированных различными способами. Атомы отличаются друг от друга числом субатомных частиц, которых всего три. В результате все неистощимое разнообразие Вселенной — это, по сути, электроны, протоны и нейтроны, скомбинированные в различных пропорциях.


В мире постоянно происходит комбинирование разных концепций с целью создания великих идей. Первый самолет был тем же планером, только с мотором. Виндсерфер — это та же доска для серфинга, только с парусом. Жирафы — это те же коровы, только с длинными шеями. Кейт Глизон, создательница первого предприятия по производству сборных домиков, использовала технологию массового производства, с которой ознакомилась, работая поставщиком для автомобильных заводов Форда. Соединение идей в различных комбинациях может породить практически бесчисленное множество новых вещей.

 

 

Попробуйте скомбинировать вашу стимулирующую идею с другими концепциями. Начните с наилучших существующих решений вашей задачи. Как могла бы ваша

94
стимулирующая идея дополнить эти решения? Или попытайтесь соединить стимулирующую идею с антирешением, той концепцией, которая, на ваш взгляд, осложняет вашу задачу. Кислород и водород по отдельности взрывоопасны. Вместе они образуют безвредную воду. Никто не знает, как изменятся характеристики отдельных концепций, если их соединить.

Скомбинируйте вашу стимулирующую идею с одной из «концепций Криса» из вашего списка идей. Используйте ресурс идей для производства их дополнительного количества. Или скомбинируйте вашу стимулирующую идею с другой, выбранной наугад стимулирующей идеей. Уж в этом случае результат обязательно окажется вне вашей «колеи». Какие, к примеру идеи вы можете получить, соединив Жанну д'Арк со старой идеей плавающих автомобилей? Если ваша задача — получить повышение по службе, то в результате соединения этих двух идей вам в голову может прийти мысль, что и Жанна д'Арк, и плавающие автомобили имели успех в специфических, необычных обстоятельствах. Какие необычные обстоятельства могут способствовать росту вашего благосостояния и привести к продвижению по карьерной лестнице? Или если вы пытались склонить вашу драгоценную половину к участию вместе с вами в каком-то общественном мероприятии, то попробуйте вообразить вечеринку, на которой Жанна д'Арк, автомобиль-амфибия и она (он) смотрелись бы одинаково уместно. Затем уберите Жанну и автомобиль.

 

 

95

«Гениальный человек не делает ошибок. Его промахи совершены намеренно и играют роль дверей в мир открытий».
Джеймс Джойс


Упражнения, на разрушение шаблонов принесут успех, если вы измените привьгчный образ мыслей. Конечно, вам по-прежнему необходимо находить решения. Все эти идей окажутся полезными. Плохих идей не бывает, есть только «концепции Криса». Даже самая бесперспективная из созданных вами идей может принести пользу при решении сложной задачи, и использованием таких идей мы займемся в следующей главе.

Если вы нашли идею, которая кажется многообещающей, запишите ее как ключ к решению. Из этих идей вы сможете выращивать жизнеспособные решения. Такие ключи необязательно открывают путь к осуществимым решениям, но они вам нравятся, и в них скрыт значительный потенциал. Чем необычнее идея, тем лучше.


Ключи к решениям

Убедить людей из богатых стран переехать в бедные страны к взаимной выгоде- Убрать стоящие перед населением бедных регионов барьеры на пути к улучшению их положения.

 

Таблица 5. Таблица идей

Таблица идей

 

1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12



Содержание
  
 
 
Hosted by uCoz